Образец обходного листа работника при увольнении

Образец обходного листа работника при увольнении

Увольнение работника связано с необходимостью оформления множества документов — как обязательных, так и необязательных. К последним относится обходной лист — документ, все чаще использующийся в кадровой работе множества предприятий (особенно коммерческих).

Для чего нужен обходной лист и обязателен ли он для заполнения — эти вопросы часто возникают как у работодателя, так и у самого увольняющегося сотрудника.

Что такое обходной лист

Обходной лист представляет собой документ, при помощи которого сотрудник подтверждает отсутствие у него каких-либо задолженностей или невыполненных обязательств в отношении работодателя. Упоминаний о данном документе нет ни в нынешнем Трудовом Кодексе, ни в действовавшем ранее. Лишь в немногих отдельных правовых актах содержится небольшая информация о нем.

В некоторых случаях обходной лист оформляется не только при увольнении, но и перед уходом сотрудника в отпуск и даже при приеме на работу. Последний вариант особенно хорош, поскольку он имеет преимущества для обеих сторон:

  1. Работодатель. Он будет уверен, что сотрудник подпишет документ и возьмет на себя ответственность за некоторые виды работ, поскольку в первый рабочий день с его стороны вряд ли возникнут возражения.
  2. Сотрудник. Он сразу возьмет на себя ответственность за все выполняемые виды работ, за прием определенного имущества и сможет ознакомиться с некоторыми трудовыми обязанностями. Также в процессе подписания листа он лучше узнает месторасположение основных структурных подразделений и их руководителей.

Моё дело

Внимание!
Оформить увольнение сотрудника можно онлайн, сэкономив время. Всё, что Вам требуется, — зарегистрироваться в интернет-бухгалтерии «Моё дело», чтобы работать быстро, чётко и грамотно!

Обходным листом сотрудник подтверждает факт передачи ему дел от предшественника, а также прием имущества или материальных ценностей. К ним можно отнести:

  • служебное удостоверение;
  • пропуск на территорию предприятия;
  • отчетность предприятия;
  • документы и другие носители, содержащие конфиденциальную информацию или коммерческую тайну;
  • денежные средства, выданные сотруднику под отчет;
  • доступ к корпоративным сайтам;
  • пароли от рабочей почты и т. д.
При увольнении сотрудник подтверждает обходным листом обратное действие — сдачу данных документов или их передачу другим лицам. Также среди прочего в документе можно указать такой пункт, как получение работником в день увольнения его трудовой книжки и справки по форме 2-НДФЛ. Это поможет обезопасить руководство предприятия от претензий со стороны сотрудника, которые могут возникнуть в будущем.

В деловой документации не закреплено конкретных сроков хранения этого документа, но чаще всего они составляют от одного до трех лет.

Кого указывают в обходном листе

Что такое обходной листХотя четкой формы составления листа нет, все же существует несколько рекомендаций относительно его содержания. К примеру, в нем обязательно должны быть указаны фамилия, имя, отчество сотрудника и его должность. Также можно написать причину и дату увольнения. Это будет тоже своего рода мерой безопасности. Если в дальнейшем работник заявит, что был уволен незаконно, у руководителя будет на руках дополнительный документ, подтверждающий обратное.

Кроме этого, в обходном листе обычно присутствует столбец с должностями и фамилиями руководителей многих структурных подразделений предприятия. Например, это может быть бухгалтерия, отдел кадров, юридический отдел, служба безопасности, подразделение, где непосредственно работал данный работник и в некоторых случаях даже библиотека. Своими подписями они подтверждают, что у сотрудника отсутствуют какие-либо задолженности относительно предприятия.

Правила и порядок заполнения обходного листа при увольнении

Поскольку этот документ не является законодательно установленным и обязательным для оформления, работодатель вправе составить его в любой удобной для себя форме. Обычно это делается в виде таблицы. Информация, которая должна быть в каждой строке и столбце данной таблицы, также подбирается непосредственно работодателем.

Правомерность обходного листа при увольнении:

  1. Работодатель не имеет никаких прав для того, чтобы заставлять сотрудника без его на то согласия заполнять обходной лист. Это требование не предусмотрено трудовым законодательством и поэтому не является безусловной обязанностью увольняющегося человека.
  2. Отказ со стороны работника заполнять данный документ не может служить основанием для отказа в выдаче трудовой книжки. Работодатель обязан отдать ее под роспись сотруднику в день увольнения.
  3. Работодатель не имеет права задерживать расчет по заработной плате, мотивируя это отсутствием подписей в обходном листе.
  4. Оформление приказа на увольнение также не должно зависеть от наличия или отсутствия данного документа.

Все это является прямым нарушением трудового законодательства и прав работника, поскольку из-за таких задержек он не может трудоустроиться на новую работу. В этом случае он будет вправе обратиться с жалобой в Федеральную инспекцию труда. Последний орган может оштрафовать руководство предприятия и обязать его выплатить сотруднику компенсацию.

Однако способ закрепить обязательность оформления листа все же существует — это делается в локальных нормативных актах самого предприятия. Там же можно указать и возможную ответственность за нарушение этого положения и применяемые в этом случае в отношении сотрудника меры.

Конечно, такой способ не станет решением всех проблем, поскольку положения трудового законодательства не содержат обязательств по заполнению листа. Однако в том случае, если действия (а точнее, бездействие) сотрудника относительно своевременной сдачи имущества нанесли работодателю вред или ущерб, последний будет вправе претендовать на получение компенсации.

Пример заполнения обходного листа

Можно выделить несколько этапов процедуры заполнения обходного листа:

  • 1 этап. По возможности руководству предприятия необходимо закрепить использование документа в локальных нормативных актах. Также стоит перечислить случаи, при которых это будет необходимо, и возможные меры дисциплинарной ответственности.
  • 2 этап. Разработать и утвердить форму обходного листа. Это можно сделать как самостоятельно, так и принимая за шаблон уже готовый документ.
  • 3 этап. В установленных внутренней документацией предприятия случаях — выдавать сотруднику лист для заполнения.

После подписания документа всеми указанными в нем лицами он обычно сдается в отдел кадров предприятия.

Чтобы лучше понять, как выглядит обходной лист, можно ознакомиться с образцом этого документа. Он составлен в свободной форме и не является типовым, однако хорошо отображает всю необходимую информацию.

Образец бланка обходного листа при увольнении можно скачать здесь.

Образец заполнения трудового договора с работникомУзнайте порядок заключения трудового договора с работником.

Образец заполнения штатного расписания в нашем обзоре.

Как рассчитать среднюю заработную плату: http://boss-consult.ru/employer/salary/raschet-sredney-zarabotnoy-platy.html

Можно отметить вкратце все важные моменты, связанные с оформлением обходного листа:

  • Этот документ не является обязательным для заполнения и требовать его от сотрудника — неправомерно.
  • Закрепить необходимость сдачи листа при увольнении (и в других случаях) можно в локальных нормативных актах предприятия.
  • Обходной лист составляется в свободной форме, поэтому информация в нем может отличаться, в зависимости от предприятия и должности сотрудника.
  • Задержка в процедуре увольнения, связанная с обходным листом — незаконна, и сотрудник вправе пожаловаться на работодателя.
Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:

Полезный материал? Подписывайтесь на обновления портала
по RSS, или следите за обновлениями ВКонтакте,
Одноклассниках, Твиттере или Google Plus.

Получайте обновления прямо на электронную почту: 

Расскажите друзьям! Поделитесь статьей
своим партнерам и друзьям
с помощью социальных кнопок.


2 комментария
  • Татьяна

    К сожалению работодатели не всегда лояльны к увольняемым сотрудникам. Пришлось столкнуться с одним из таких. При увольнении необходимо было подписать обходной лист. Содержал он подписи наверное абсолютно всех служб организации, некоторые из них вообще не имели никакого отношения к моей деятельности. Половина из этих служб находилась в соседнем городе, разбросана в разных его концах. Вообщем, чтобы подписать этот злополучный лист, у меня ушло три дня.

  • Александр

    Обходной лист работодатели выдумали для себя, как некий парашют спасения. На самом же деле, увольняемый может «сидеть ровно» и не суетиться в отношении подписей в обходном листе. Даже локальный акт, в котором работодатель указывает на обходной лист, в этой части силы не имеет. Трудовой кодекс на сей счёт прямо устанавливает, что локальные акты не соответствующие нормам трудового законодательства применению не подлежат.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.